Найти: на:

Выбор видеокамеры

Для создания своего фильма вам в любом случае понадобится камера. Делать фильм, не имея собственной камеры (или хотя бы надёжного старого друга с камерой), поверьте, далеко не самая лучшая идея. Найти добровольца с аппаратурой (особенно для своего первого проекта) будет сложно, плюс, в любом случае, вы будете очень сильно от него зависеть. Если у вас нет камеры и нет возможности её купить — отложите съёмки фильма до лучших времён, иначе вы потратите весь свой энтузиазм, силы и время впустую, после чего уже вряд ли вернётесь к идее создания своего кино.

Если у вас уже есть DV или HDV-камера, можете смело пропускать эту статью. Снять достойный фильм возможно любой, даже самой дешёвой камерой.

В статье не указаны конкретные модели камер, поскольку их ассортимент постоянно меняется. Внимание заострено именно на схеме выбора подходящей модели, которая остаётся неизменной.

Развитие техники сегодня позволяет снимать видеоролики на цифровой фотоаппарат. Однако пользоваться им можно, только когда «креатив так и прёт», а денег даже на самую дешевую DV-камеру нет и в помине. Фильм, снятый на фотоаппарат, сгодится разве что для публикации в онлайне на сервисах типа Google Videos или YouTube. Любая, даже самая дешёвая DV-камера снимает видео лучше, чем дорогой фотоаппарат. О съёмках фильмов на мобильный телефон мы даже не будем говорить. Оставим эту тему для режиссёров-авангардистов и конкурсов операторов сотовой связи.

Если вы хотите приобрести камеру, то к её выбору нужно подойти внимательно. Дело в том, что в связи со спецификой данной области, разброс цен на продукцию может быть колоссальным, а разобраться, действительно ли камера стоит своих денег, иногда бывает не просто. Например, сегмент профессиональной техники хоть и предлагает покупателю определённые дополнительные возможности, но всё-таки требует неоправданно высоких (для некоммерческого использования) денежных вложений. Поэтому наш выбор, по крайней мере в рамках проекта «Кино для всех», лежит в сфере оборудования, относящегося к любительскому классу. Сюда мы также будем относить продукты, называемые в народе «полупрофессиональными».

Кроме цены, почти все любительские камеры имеют ещё одно неоспоримое преимущество перед профессиональными — компактность. На самом деле это очень важный момент для любительского фильма, когда нет возможности возить с собой два грузовика с оборудованием и арендовать территорию для съёмок. Только с небольшой камерой можно оперативно перемещаться в пространстве, не привлекать лишнего внимания общественности и служителей порядка, а также снимать в местах, где за съёмку нужно платить (например, в метро).

Важно помнить, что некоторые нечестные продавцы неоправданно задирают цены на видеокамеры (не говоря уже об аксессуарах к ним), расчитывая на неосведомлённость покупателя. Поэтому очень важно перед тем, как совершить покупку, тщательно изучить все предложения. Разница в цене может достигать 15-20%, при этом вовсе не обязательно, что в самом дешёвом магазине вам предложат нелегально ввезённую в Россию камеру, а в самом дорогом — полностью «белый» экземпляр.

Стандарты камер

Перед покупкой камеры прежде всего нужно определиться, сколько денег вы готовы на неё потратить. Учтите, что дополнительно вам потребуются запасные аккумуляторы, ультрафиолетовый фильтр, сумка и штатив, не говоря уже о кассетах. Кассеты упоминаются не случайно: все камеры, записывающие на оптический или жёсткий магнитный диск, плохо подходят для работ по монтажу видео, так что их лучше сразу исключить из вариантов покупки.

На всех камерах с записью на оптический или жёсткий диск (DVD или HDD) применяются сложные алгоритмы компрессии видео, в результате чего при его монтаже резко возрастают системные требования к компьютеру. Кроме того, возможно появление дополнительных «артефактов» после повторного сжатия отредактированного материала. Помните, что камеры на жёстких дисках и DVD изначально не расчитаны на последующий монтаж — их основная задача записать видео в компактном и удобном для воспроизведения формате.

Самым оптимальным по соотношению цена/качество, а также самым распространённым на сегодняшний день является формат кассет miniDV (или просто DV, читается как «ДиВи»). В этом формате цифровой сигнал кодируется и записывается на магнитную ленту, поэтому все DV-камеры являются цифровыми (несмотря на присутствие, казалось бы, «аналогового» носителя информации). Для любительского фильма этот формат — единственно верный выбор.

Камеры, записывающие на кассеты miniDV, бывают двух типов: просто DV (камеры стандартного разрешения) и HDV (камеры высокого разрешения). «Стандартное разрешение» — это разрешение DVD-видео, которое несколько лет назад считалось эталоном качества. «Высокое разрешение» — это разрешение перспективных форматов HD-DVD и Blu-Ray. Оно превышает стандартное в четыре (!) раза, однако и требует для своей работы куда более производительное оборудование.

В настоящий момент в продаже есть любительские камеры обоих типов, однако цена камер высокого разрешения пока в несколько раз превышает цены на обычные DV-камеры. Вы можете смело выбирать камеру стандартного разрешения: до 2010 года вряд ли стоит ожидать массового перехода на высокое разрешение. С другой стороны, если есть деньги, камера HDV будет точно не пустой тратой средств, поскольку именно за этим стандартом будущее... Решать вам, но если ваши финансовые возможности ограничены, расстраиваться точно не стоит!

DV-камеры (то есть камеры стандартного разрешения) могут иметь соотношение сторон изображения 4:3 или 16:9. Соотношение 4:3 привычно для телевидения, 16:9 — для кино:

Стандарт HDV предусматриват только соотношение 16:9. 16:9 — это широкоэкранный «кинематографичный» стандарт, который, очевидно, рано или поздно вытеснит 4:3 (стандарт телевидения высокого разрешения изначально широкоэкранный, многие ноутбуки комплектуются широкими дисплеями, да и стоимость широкоэкранных мониторов сравнялась со стоимостью классических). Однако сейчас «классический» стандарт 4:3 является наиболее популярным у создателей любительских фильмов (большинство мониторов имеют пропорции 4:3, онлайн-сервисы по размещению видео также заточены под стандарт 4:3). Какой тип камеры выбрать — решать вам (количество точек, из которых состоит картинка, то есть её разрешение, в обоих случаях одинаковое).

Вся видеотехника в России использует европейский стандарт PAL.

Если вдруг какой-нибудь продавец вдруг попытается продать вам камеру американского стандарта NTSC — немедленно уходите из этого магазина! Камеры NTSC ввезены в Россию нелегально, в сервисных центрах не обслуживаются и вызовают множество проблем при создании фильма для российского зрителя. Впрочем, вариант с камерой NTSC маловероятен.

Итак, вы определились с форматом записи камеры. Теперь перейдём к оценке и сравнению имеющихся в данный момент на рынке моделей.

Выбор моделей

В интернете достаточно руководств по выбору видеокамер, где умные фотографы и операторы расскажут об устройстве матриц камер, оптических характеристиках объективов и даже разъяснят некоторые профессиональные термины. В этом руководстве мы не будем углубляться в высокие сферы, а сделаем свой выбор просто и эффективно.

Поскольку видеокамеры производит всего несколько компаний, начать своё знакомство с ассортиментом лучше всего с их официальных сайтов. Вот они:

Камеры Samsung и Sanyo рассматривать не стоит: они делают совсем уж бытовые модели. Также не стоит обращать внимание на год выпуска конкретной модели: как это ни парадоксально, более старые модели камер часто показывают себя лучше, чем более новые (оно и понятно: стандарт записи со временем не меняется, а производители в любом случае стремяться к удешевлению продукции).

Прежде всего найдите на сайтах те камеры, которые отвечают сделанному вами выбору:

  • С записью на кассету miniDV;
  • Стандартного или высокого (HDV) разрешения;
  • С соотношением сторон 4:3 или 16:9.

Затем, если на сайте производителя не указаны примерные цены на камеры, сделайте запрос по названию модели в Яндексе. Оставляйте те варианты, которые наиболее близки к сумме, которую вы готовы потратить на камеру.

У вас наверняка останется не больше десятка моделей. Самое время переходить к оценке потребительских свойств каждой из них. Пока не будем углубляться в цифры, пойдём простым путём.

Сначала посмотрите на объектив. Точные его размеры по фотографии определить нельзя, но примерно понять, у каких камер он большой, достаточно легко. Чем больше по площади линзы объетива, тем лучше. Затем посмотрим на внешнюю сторону объектива. Если на её конце есть кольцо с характерными «рёбрами» (кольцо для вращения, есть у камеры на иллюстрации выше), сразу заносим камеру в список «избранных». Это значит, что у неё реализована удобная ручная фокусирока, а значит, камера эта не простая и расчитана на людей, стремящихся добиться наилучших результатов при съёмке. На подобных камерах обычно и все остальные параметры находятся на высоте, однако и стоимость подобных устройств не самая низкая. Если вы можете позволить себе камеру с фокусировочным кольцом на объективе — скорее всего, именно она и будет лучшим выбором. Но, если в вашем списке камер с фокусировочным кольцом не оказалось, не расстраивайтесь.

После отсеивания камер с мелкими (а значит, гарантированно «тёмными» объективами), сравним несколько характеристик оставшихся камер. Прежде всего сравним их физические размеры матриц. Обычно он обозначается дробью: 1/3", 1/4", 1/6". Чем больше размер матрицы, тем лучше. То есть 1/3" лучше, чем 1/6", а не наоборот (не забываем школьный курс математики и сравнение простых дробей). Размер матрицы влият на «шумность» картинки — на большую матрицу (через большой объектив) попадает больше света, и изображение воспринимается камерой лучше:

Учтите, что количество мегапикселей, которыми так любят зазывать людей маркетологи, имеет обратный эффект: из двух матриц одинакового размера лучше та, в которой мегапикселей меньше. Дело в том, что количество мегапикселей напрямую влияет на размер одного светочувствительного элемента на матрице (ведь нужно разместить больше элементов на одной и той же площади), а если элемент меньше, то и света он получает меньше (как в случае с более маленькой матрицей). Любая камера всё равно снимает с тем разрешением, которое заложено стандартом видео, и лишние пиксели на матрице просто напрямую не используются. Мегапиксели нужны для функции фотографирования, которая даже на дорогой камере уступает в качестве самым простым цифровым фотоаппаратам.

Ещё одним важным (но, как показывает опыт, не критическим) моментом является количество матриц. Их может быть три или одна. Теоретически, три матрицы позволяют получить более точную цветопередачу. Практически же это заметно только на съёмках в условиях недостаточной освещённости. Если вы планируете снимать фильм в основном на улице, можно смело брать камеру с одной матрицей. Если вы хотите часто использовать камеру в помещениях, модель с тремя матрицами будет предпочтительнее. Когда две камеры имеют разные размеры матриц, при том что у камеры с меньшей матрицей их три, а у камеры с большей — одна, однозначную рекомендацию дать трудно.

В большинстве камер используются матрицы CCD, но также выпускаются и камеры с матрицами CMOS. Не стоит заострять на этом внимание, поскольку по своей эффективности эти матрицы схожи.

К дополнительным важным преимуществам камер можно отнести наличие отдельных кнопок на корпусе для ручных настроек, оптический стабилизатор изображения (цифровой есть у всех камер) и время работы от аккумулятора. Анализировать такие параметры, как фокусное расстояние, светосила, светочувствительность и т.д. не представляется необходимым, поскольку разные производители используют разные методы оценки, в связи с чем прямое сравнение этих характеристик у камер одного ценового диапазона не имеет смысла. Однако, если после отбора у вас осталось более пяти камер (что вряд ли), имеет смысл отсеять камеры с самой низкой заявленной светосилой объектива.

Покупка

Отобрав не более пяти, а лучше — две или три модели, пришло время узнать мнения людей (и независимых обозревателей) о данных камерах. Здесь вам поможет поиск Google или Яндекс — вводите названия моделей по очереди и изучайте рецензии. Также не лишним будет посещение специализированных форумов, например 1dv.ru и Videoediting.ru и поиск тем, в которых упоминается модель выбранной камеры. Задавать вопрос о помощи в выборе там не стоит: в основном на этих форумах общаются люди, которые с презрением относятся к любительскому сегменту рынка, так что можно почём зря прождать ответа несколько дней.

Изучение независимых обзоров вскроет дефекты и преимущества каждой модели, выявленные в процессе их непосредственной эксплуатации. Не жалейте времени на изучение отзывов! Лучше узнать о недостатках заранее, чем потом обнаружить, что возникшая с вашей камерой проблема есть у всех и она «не лечится».

Выбрав модель, которая по всем признакам является для вас оптимальной, ещё раз проверим все её характеристики:

  • Снимает на кассеты miniDV в нужном вам стандарте;
  • Имеет большую матрицу и объектив (желательно с фокусировкой кольцом);
  • Обладает удобным управлением, размещённым на корпусе;
  • Хорошо зарекомендовала себя «в народе».

Если вы уверены, что именно эта модель камеры должна быть вашей, можно переходить к поиску места, где можно её купить. В том же Яндексе введите название модели, и вы получите список цен и магазинов, где её продают. Вы увидите, что цены в магазинах розничных сетей, даже со всеми «уникальными скидками», будут выше, чем цены в интернет-магазинах — а значит, платить за воздух мы не будем (все камеры, независимо от продавца, обслуживаются по гарантии в одном и том же сервисном центре производителя).

Разумным будет сразу отбросить те интернет-магазины, в офис которых нельзя приехать лично. Даже самая простая камера — вещь не дешёвая, так что имеет смысл хорошенько изучить конкретный экземпляр перед покупкой. Да и знать точное расположение офиса продавца будет не лишним. Большинство офисов компаний, торгующих через интернет, расположены в зданиях заводов и НИИ вместе с десятками других офисов, так что пусть вас не пугают адреса вроде «...дом 10, корпус 3, офис 403» — это совершенно не говорит о ненадёжности той или иной компании.

После изучения цен в интернете не лишним будет также посетить места, где торгуют техникой в вашем городе. Иногда с продавцами можно лично договориться о более низкой цене.

Во время покупки камеры спокойно осмотрите коробку, проверьте комплектацию. Включите камеру, посмотрите на дисплей, видоискатель — нет ли на нём «битых» пикселей? Внимательно осмотрите саму камеру, объектив, чтобы убедиться, что нигде нет царапин. Проверять запись и воспроизведение на камере можно по желанию — вряд ли вы обнаружите неисправность, даже если она там есть. Лучше в течении двух недель тщательно проверить камеру дома.

Не поддавайсь на предложения продавца сразу купить дополнительные аксессуары. Как правило, в таких случаях вам их предложат по завышенным ценам (чисто психологически эти цены покажутся вам сущей безделицей по сравнению со стоимостью самой камеры). В первый день для знакомства с камерой дома аксессуары вам всё равно не понадобятся, а чуть позже (хоть на следующий день) вы сможете подойти к их выбору уже более здраво.

В следующей статье рассматриваются аксессуары для камеры без которых не обойдутся ни одни нормальные съёмки любительского кино.

По материалам сайта smx.ru

 

 

Designed by Director



Наш Форум


Главная Книги Статьи Гостьевая Ссылки