Найти: на:

Аксессуары

Для съёмок художественного фильма, кроме камеры, необходимо ещё и дополнительное оборудование. В этом материале мы рассмотрим всё то, что может понадобиться для съёмок любительского фильма:

  • кассеты;
  • штатив;
  • фильтры и насадки на объектив камеры;
  • аксессуары для камеры.
Как уже говорилось в предыдущей статье, аксессуары не стоит приобретать одновременно с камерой. Психологически бывает очень сложно здраво подойти к оценке предлагаемых услужливым продавцом аксессуаров, поскольку все ваши мысли крутятся вокруг главной и самой дорогой покупки — камеры. Вряд ли вы купите что-то хорошее «на сдачу». Так что лучше сначала хорошенько ознакомиться с вопросом и уже потом целенаправленно пойти в магазин за нужными покупками.

Начнём мы с того, без чего точно не обойдётся ни одна съёмка.

Кассеты

Кассеты — это единственный обязательный расходный материал, который будет использоваться при съёмках фильма. Однако не стоит относиться к нему пренебрежительно, ведь от качества кассет напрямую зависит успешность вашей съёмки.

Прежде всего, необходимо развеять главный миф, связанный с DV-кассетами, который культивируется в интернете большим количеством людей (в том числе считающих себя профессионалами), а также маркетологами фирм-производителей. Где бы вы ни прочитали обратное, знайте, что качество изображения (цвет, чёткость и т.д.) не зависит от характеристик кассеты. Это связано с тем, что DV-камеры записывают на плёнку цифровую последовательность (а не аналоговый сигнал), в связи с чем на этой стадии в принципе не может возникнуть даже малейшего визуального ухудшения. Это работает примерно так же, как переписывание видеофайла с диска на диск — сколько раз вы бы это ни делали, качество его картинки не изменится. Значит, любые сравнения качества картинки при записи на разные кассеты — бессмысленны.

Интересно, что на заре массого перехода с аудиокассет на аудиодиски некоторые так называемые «аудиофилы» (и звукозаписывающие компании) пытались доказать, что при копировании аудиодиска теряется качество музыки (как в случае с аудиокассетами), которое легко может заметить человек «с хорошим слухом» на «приличном оборудовании». Сейчас, когда понимание устройства аудиодисков стало массовым, такие бредовые утверждения практически прекратились. На аудиодиск записывается цифровой сигнал (грубо говоря, файл), который даже при сотой перезаписи остаётся идентичным исходному.

Если бы всё было так просто, можно было бы идти в магазин и покупать любые DV-кассеты. Но, как водится, и здесь есть свои подводные камни.

Как и любой другой носитель информации, DV-кассета может хранить её надёжно, а может — нет. Всем, кто записывает диски на компьютере, знакомы случаи, когда записаные на диск файлы не читаются, оказываются «битыми» (причём вероятность возникновения ошибок напрямую зависит от качества «болванки» и скорости, на которой велась запись). То же самое справедливо и в случае DV-кассет. Только выглядеть ошибки будут иначе: они «проявятся» при воспроизведении как разноцветные прямоуголники или как пропущенные кадры. Стоит ли объяснять, что при таких «артефактах» видео придётся переснимать (ибо ошибки слишком сильно бросаются в глаза). Естественно, на качественной кассете вероятность возникновения сбоев существенно ниже, чем на некачественной. Также учтите, что при перезаписи на одну и ту же кассету вероятность появления «битых» кадров повышается в геометрической прогрессии.

Из-за лёгкости изготовления и популярности DV-кассеты известных производителей часто подделываются. Причём выявить подделку (особенно без опыта приобретения кассет той же марки) практически невозможно. Именно поддельные кассеты являются основным источником глюков: качество намотки плёнки и магнитного напыления на них приводит не только к неудачной записи, но и к загрязнению магнитной головки камеры. Таким образом, первый совет, который можно дать по приобретению DV-кассет: покупайте их только в тех местах, которые заслуживают доверия. Если в вашем городе нет хороших магазинов с адекватными ценами, можно пойти на рынок или в палатку, купить одну кассету, сделать на неё запись и оценить полученный результат. Если всё будет нормально, можно купить в том же месте столько кассет, сколько нужно.

Необходимо также знать, что стоимость одних и тех же оригинальных (не поддельных) DV-кассет в разных магазинах может существенно отличаться. Например, разница в стоимости кассеты Sony DVM60 в московских магазинах сети «Эльдорадо» и «Ф-Центр» составляет более чем 4 (четыре!) раза (в «Эльдорадо» дороже). Таким образом, однозначно судить по цене об оригинальности кассеты нельзя. Пожалуйста, не давайте «предпринимателям» себя обмануть: не покупайте кассеты, которые стоят 100 рублей, за 400.

С выходом HDV-камер на рынке появились специальные кассеты для записи видео высокого разрешения, которые стоят на порядок дороже обычных. Не поддавайтесь на происки маркетологов: разницы в записи на качественную «обычную» кассету и «специальную» HDV нет по причине цифровой природы записываемого сигнала.

Если вы хотите немного сэкономить на кассетах, записывайте их в режиме LP (Long Play, длительная запись). Таким образом время записи на одну кассету увеличится в полтора раза (например, 60 минут превратятся в 90). Потери в качестве, как при аналоговой записи, здесь не будет — лишь немного возрастёт вероятность появления «артефактов» на кадрах (что практически не играет никакой роли, если вы используете качественную кассету). А вот перезаписывать одну и ту же кассету не стоит, особенно в рамках работы над одним проектом — лучше всегда иметь все материалы в исходном виде (и на кассетах их хранить гораздо удобнее и дешевле, чем на жёстком диске).

Итак, DV-кассеты стоит покупать внимательно и в надёжных торговых точках, причём сначала лучше купить одну кассету на проверку. Нужно помнить, что кассеты подделываются, а значит, стоит внимательно посмотреть на качество упаковки (печать на упаковках оригинальных кассет всех фирм яркая и чёткая). Не стоит руководствоваться принципом «чем дороже — тем лучше». И, самое главное, не нужно поддаваться на провокации, что одни кассеты дают более сочную картинку, чем другие.

Штатив

Штатив для съёмок фильма — не менее важная вещь, чем камера. Это самый простой и удобный способ стабилизировать изображение при съёмках лёгкой и компактной любительской камерой. Для съёмок фильма приобретать его нужно обязательно, каким бы скромным ни был ваш бюджет.

Как и камеры, штативы бывают профессиональными и «не очень», точно также разнится и их цена. Однако, в отличие от камер, штатив остаётся обычной «железкой», а значит, на практике разница между дорогими и «бюджетными» моделями ещё менее заметна.

Независимо от веса и размера камеры рекомендуется покупать штатив покрепче и понадёжнее. Его главные числовые параметры — высота в сложенном и развёрнутом состоянии. Подберите себе то, что покажется оптимальным. Самое пристальное внимание обратите на головку штатива (та часть, к которой крепится камера и с помощью которой она вращается в разных плоскостях). Посмотрите, нет ли люфта между головкой и самим штативом? Обратите внимание и на то, можно ли плавно перемещать головку в горизонтальной плоскости (на некоторых штативах для этого используют специальную деталь).

Штатив обязательно должен иметь съёмную платформу для быстрого закрепления камеры. Такая платформа прикручивается к камере и позволяет быстро присоединять её к штативу. Кстати, резьба для крепления к штативу для всех моделей камер и фотоаппаратов стандартна, так что подбирать специальные штативы именно для вашей модели не нужно.

Не лишним будет наличие специального крюка на центральной трубке штатива. На этот крюк можно повесить груз, который сделает конструкцию устойчивее:

Как и в случае с кассетами, разница в цене между одними и теми же моделями штативов в разных магазинах может достигать нескольких порядков (очевидно, что продавцы расчитывают на «сложность» темы видео и пытаются обмануть несведущих покупателей). Например, стоимость штатива Hama Gamma 72 в интернет-магазине Hama.ru почти в три раза больше, чем его стоимость в московских магазинах сети «Эльдорадо» (видимо, эта сеть специализируется на обмане в области расходных материалов).

Фильтры и насадки на объектив

Для любой камеры можно приобрести специальные фильтры и насадки на объектив. Всё, что нужно знать при их выборе, — это диаметр кольца с резьбой на объективе, который можно посмотреть в инструкции к вашей камере.

Единственным аксессуаром из разряда обязательных является ультрафиолетовый фильтр. Несмотря на название, его необходимость для фильтрации ультрафиолетовых лучей сомнительна (как все мы знаем из школьного курса физики, любое стекло, включая и то, из которого сделан объектив камеры, и так не пропускает ультрафиолет). Однако этот фильтр, стоящий пару сотен рублей, сохранит куда более дорогой объектив камеры от царапин и пыли. Как и всегда, здесь не нужно поддаваться на уловки маркетологов и приобретать некие «особенно качественные» фильтры, ведь стекло — оно и в Африке стекло (какие бы чудесные параметры его «осветления» не обещала этикетка). Однако нужно следить, чтобы на фильтре было антибликовое покрытие (отражения при ярком свете в таком стекле выглядят зеленоватыми). В идеале ультрафиолетовый фильтр наворачивается на объектив камеры сразу после покупки и больше не снимается (если его не нужно заменить на поляризационный фильтр).

Поляризационный фильтр помогает устранить яркие блики, например, отражения солнца от поверхности реки. Деталь эта полезна, если вы планируете много снимать водоёмы. Использовать такой фильтр или нет — решать вам.

Существуют также разнообразные фильтры оптических эффектов, но их использование представляется бесполезным, поскольку все подобные эффекты можно сделать в программе монтажа.

Полезным (но не дешёвым) приобретением может стать широкоугольная насадка или насадка телемакро. Широкоугольная насадка увеличивает площадь, захватываемую объективом камеры, что позволяет снимать красивые панорамы и расширять «угол зрения» камеры там, где её невозможно отодвинуть дальше, например, в помещениях. Пример использования широкоугольной насадки приведён ниже (оба кадра сняты с одной точки):

Насадка телемакро, грубо говоря, увеличивает показатель максимального приближения («зума») вашей камеры. Причём величина увеличения рассчитывается так: если ваша камера обладает объективом с оптическим увеличением «12x», то, добавив насадку телемакро на «2x», вы получите общее увеличение «24x» (коэффициэнты умножаются). Учтите, что с навёрнутой насадкой минимальное увеличение вашей камеры (которое раньше было «1x») станет равно увеличению насадки (например, 2x).

В отличие от фильтров, которые просты в изготовлении, насадки являются достаточно сложными оптическими приборами. Лучше всего приобрести насадку, рекомендуемую в инструкции к вашей камере. Она оптимально подойдёт к ней по оптическим характеристикам и не даст «замыливания» изображения.

Очень полезным приобретением для камеры будет бленда. Это пластмассовая штуковина круглой или прямоугольной формы, которая надевается на объектив и не даёт появляться бликам от бокового света:

Бленды есть абсолютно у всех профессиональных камер, но любительские ей почему-то не комплектуются. В продаже они встречаются довольно редко, но всё-таки существуют. Чтобы купить подходящую бленду, как и в описаных выше случаях, нужно знать диаметр резьбы объектива, который можно посмотреть в инструкции к камере.

Кроме того, бленду можно легко сделать самостоятельно из непрозрачного пластикового стакана. Для этого вырежите в его дне дырку под размер резьбы ультрафиолетового фильтра (но так, чтобы ободок фильтра в неё не проходил), вставьте фильтр в стакан и прикрутите конструкцию к камере. Сделайте запись и посмотрите её на компьютере (обязательно!), чтобы убедиться, что края стакана не попадают в кадр. Если всё нормально — бленда готова!

Если не использовать бленду, свет от солнца или лампочек, когда он даёт блик, можно просто загораживать обычным листом картонки или рукой (нужно целиться так, чтобы объектив камеры был в тени). Однако, будьте внимательны: часто лист или рука случайно попадают в кадр, что можно заметить только при просмотре видео на компьютере.

Аксессуары для камеры

Самым востребованым аксессуаром, несомненно, является дополнительный аккумулятор. Все новые камеры комплектуются самой маленькой «батарейкой», и потому запасной источник питания просто необходим. Самым оптимальным приобретением будет аккумулятор, сделанный одной из фирм, специализирующийся на их изготовлении (а не от фирмы-производителя камеры). Такой аккумулятор обойдётся вам примерно в два раза дешевле, чем оригинальный (спасибо конкуренции!). Однако учтите, что за покупкой неоригинального аккумулятора нужно отправляться с камерой, (особенно, если у вас камера Sony) — производителям не нравится, когда вы тратите деньги на продукцию третьих фирм, и поэтому они встраивают в свои камеры защиту от использования неоригинальных аккумуляторов. Перед покупкой просто присоедините аккумулятор к камере, включите её и подождите полминуты: если на экране не появится «привет» от изготовителя камеры с рекомендацией использовать только её продукцию, всё в порядке.

Для съёмок любительских фильмов рекомендуется покупать самые ёмкие аккумуляторы для вашей камеры, чтобы они обеспечивали непрерывную работу (без выключений камеры) в течении пяти и более часов.

Вторым по полезности приобретением, несомненно, является специальная сумка для камеры. Исключить её из списка приобретений можно только если вы уж совсем стеснены в средствах. Все правильные сумки для камер снабжены специальными смягчающими удар стенками и открываются с помощью особой «крышки», позволяющей без труда вынимать камеру из сумки. Брать фирменную сумку от производителя камеры, как правило, глупо: она либо неудобна, либо очень дорога. При выборе сумки возьмите камеру с собой, чтобы её примерить: всё должно входить свободно, не касаясь стенок, но в то же время не оставляя свободного места. У удобной сумки всегда есть пара карманов по бокам — в них вы положите дополнительные аккумуляторы и запасные кассеты.

Продавцы аксессуаров могут также предложить вам специальную кисточку для очистки объектива от пыли (её цена вас неприятно удивит). На самом деле, она вам не нужна, ведь при использовании ультрафиолетового защитного фильтра загрязняющееся стекло легко доступно обычной мягкой тряпочке. Хорошую тряпочку для объектива по правильной цене можно приобрести в магазинах, продающих очки.

В инструкции к своей камере вы также найдёте список дополнительных аксессуаров, которые подойдут к вашей камере. Например, контейнер для съёмки во влажных условиях (под дождём) или проводной пульт дистанционного управления. Все аксессуары имеют номер модели, введя который в Яндексе, вы получите список цен на них (а также, возможно, ссылки на более дешёвые аналоги от других производителей). Нужны они или нет — решать вам.

Креативный подход

Во время съёмок некоммерческого фильма не нужно забывать о традиционной русской пословице: «голь на выдумки хитра». Используйте подручные средства, ландшафт и необычные идеи для того, чтобы компенсировать отсутствие дорогой профессиональной техники: рельс, операторского крана, мощных прожекторов-софитов и т.д. При таком подходе вы будете получать огромное удовлетворение от того, что вам удалось бесплатно снять такие кадры, которые в профессиональном кино обходятся в сотни тысяч рублей.

Полезным приобретением для съёмок с необычных ракурсов может стать монопод — складывающийся аналог штатива, состоящий только из одной «ноги»:

Его можно использовать не только как компактный штатив для оперативной и не слишком заметной съёмки («подперев» камеру моноподом, придерживая её одной рукой, можно добиться очень хорошей стабилизации изображения, в тоже время сохраняя высокую подвижность). Камеру на длинном моноподе можно поднимать над головой, получая «эффект крана» (хотя, конечно, потребуется сила, чтобы удержать камеру на высоте без сильной тряски). И, наконец, если вы намерены снимать динамические сцены «с рук» (без штатива), прикреплённый к камере монопод утяжелит и сместит центр тяжести конструкции вниз, что в отдельных случаях и при определённой сновровке (например, на бегу) даст лучшую стабилизацию, чем плечевая камера.

Экспериментируйте, придумывайте новые конструкции и приспособления на основе имеющихся инструментов, и у вас обязательно получатся такие кадры, после которых все будут удивлены, как же вам удалось их снять!?

В следующей статье мы рассмотрим заключительный этап в технической подготовке к съёмкам фильма — подготовка оборудования, которое позволит смонтировать и качественно озвучить ваш фильм.

По материалам сайта smx.ru

 

 

Designed by Director



Наш Форум


Главная Книги Статьи Гостьевая Ссылки